Вишняк М. Ю.

Одинцова Л. Н.

 

Ритмические упражнения, как средство реализации принципов природосообразной методики.

      Вопрос ритма и его влияние на развития человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов и представителей других наук. Ритм — это сложное многофункциональное явления природы, человечества и общества. На наличие ритмики везде: от атомов до галактик — указывали В. Вернадский, О. Чижевский, В. Ягодинский.

     Ритм является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс. На основании анализа научных исследований мы определили значительность ритма для трудовой деятельности человека, биологического функционирования организма, состояния здоровья и работоспособности. В процессе жизнедеятельности человека ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности, что отражается в художественно оформленных музыкально — ритмических упражнениях. Именно ритм является в человеке и духовной и физической сущностью. При помощи ритма происходит отражение дошкольниками духовного мира в двигательных действиях, «живой» телесности, выразительности чувств и эмоций, ярко проявляется индивидуальная духовность субъекта в процессе взаимодействия физического и эстетического воспитания. Большое значение имеет ритм в двигательной деятельности и в культуре, входя как составляющая часть в национальную культуру нашего общества. Существенной особенностью разработанной в исследовании концепции является идея о том, что ритм выступает         неотъемлемой частью гармоничного развития.

             Анализ работы с детьми дошкольного возраста показал, что введение      занятий музыкально — ритмического характера в образовательный процесс и систематическое введение двигательно — ритмических упражнений в структуру занятий, способствует развитию ритма в целом; активизации мыслительной деятельности в ходе занятия, оказывает здоровьесберегающее действие на ребенка.

Виды здоровьесберегающих приемов на развитие ритма у детей дошкольного возраста. 

Организация двигательно – ритмической части на занятиях по математике.

1.Шаги  и счет.

2.Прямой счет (на каждый шаг, на каждый второй и т. д. делаем хлопок)

3.Обратный счет (на каждый шаг – хлопок, двигаясь спиной)

4.Шаги разные по длине (3 длинных и один короткий)

5.Шаги разные по направлению движения (4 вперед, один назад с хлопками).

6.Шаги и состав числа (произносится число, а шаги на состав – с хлопками).

7.Поступенчатые  шаги (поэтапное прохождение прямого и обратного счета). 

8.Шаги и счет со считалкой (дети проговаривают считалку, ритмично шагая, хлопком выделяя число).

 

Организация двигательно -  ритмической части на занятиях по развитию речи, обучению грамоте.

1.Хороводы (темы определяются временем года, содержанием занятия).

2.Рецитация стихотворений (определяются темой).

3.Подвижные упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата (проговаривание чистоговорок  и  скороговорок с разнообразными движениями).

4.Проговаривание с движениями в различных направлениях (из круга в круг, вправо, влево).

5.Проговаривание с движениями и модуляцией голоса (тихо, громко).

6.Проговаривание с хлопками.

7.Речевые игры.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?