Муниципальное бюджетное

 дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6»

 

 

 

 

 

Консультация по работе

с детьми на тему:

«Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством игр

с песком, сыпучими материалами»

 

 

 

Автор-составитель:

Карпенко М.А.,

воспитатель,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

г. Новокузнецк.

 

 

 

 

 

 

«Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством игр с песком, сыпучими материалами»

      В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста имеет свои особенности: эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения; происходит дальнейшая социализация эмоций. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Если эмоциональная сфера ребенка развивается естественно и устойчиво, он имеет много шансов вырасти здоровым и успешным.

   Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста полностью зависит от предметно-развивающей среды, в которой пребывает ребенок и то, насколько она комфортна, рационально организована, насыщена разнообразными предметами, игровым материалом, а также от организации деятельности самого педагога.

  Значение игр с крупой и песком для детей дошкольного  возраста трудно переоценить. Крупа и песок действуют на ребенка притягивающее – успокаивается, нервная система, уходит негативная психическая энергия, происходит гармонизация, профилактика и коррекция эмоционального состояния ребенка.

Игры с песком, крупами, сыпучими материалами. 

    Эти игры  имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

  • при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
  • развитие тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти.

   Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песок воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение.

   У малыша улучшится общее эмоциональное состояние, пропадут страхи, исчезнут переживания, пропадут негативные эмоции. Кинетический песок поспособствует развитию воображения и творческих способностей, логического и образного мышления, памяти, внимания, речи и моторики, ребенок станет уверенным в себе, сможет улучшить взаимоотношения с родителями и ровесниками.

      Игры с крупой оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Как  играть с крупой.

  Насыпаем в коробку фасоль, рис, гречу, горох, а дети перебирают это всё руками, это доставляет огромное удовольствие.

  • Перемешиваем крупу.
  • Сортируем.
  • Делаем аппликации на размазанном пластилине.
  • Фасоль бросаем в ведерки с широким горлышком, в стаканчики.
  • Сортируем макароны по цвету, форме.
  • На манной крупе мы рисуем пальчиком домики, кораблики, цветочки (использую для этого кухонный ящик, с темным дном), также брали бархатную бумагу и насыпали на нее разные узоры той же манкой.
  • Макароны можно нанизывать на шнурок или веревочку, делать бусы. Хорошо раскрашивать гуашью.
  • Рис, фасоль и горох раскладывали по баночкам из-под детского питания или йогуртов, потом закрывали их крышками и трясли, чтоб шуршало по-разному. Емкости найти - не проблема, в ход идут чашки, пластиковые стаканчики, игрушечные кастрюльки, всевозможные ложки, подключаем и машинки - грузовички, куда можно насыпать и высыпать крупу.
  • А еще можно насыпать в тазик крупу и закопать в ней небольшие предметы (пуговицы, резиновых зверюшек и т.п.), а ребенок пусть их ищет. И еще мы иногда вдавливаем крупу в пластилин.

   В результате проведения игр с крупой,  песком, сыпучими материалами укрепляется физическое и психическое здоровье малышей; повышение  эмоционального тонуса; расширяется  кругозор детей, создается атмосфера радости и удовольствия, развиваются познавательные способности.

Кинетический песок своими руками состав:

  • 2 стакана крахмала (я брала картофельный)
  • 3 стакана чистого песка. Подойдет песок, купленный в зоомагазине для кроликов, шиншилл, т.к. он мелкий, светлый и чистый, что немаловажно.
  • 1 стакан воды
  • Пластиковый контейнер с крышкой

Кинетический песок своими руками рецепт:

  1. В емкость высыпаем чистый песок.
  2. Добавляем крахмал.
  3. При помощи ложки или руками перемешиваем крахмал и песок.
  4. К песочно-крахмальной смеси добавляем воду, все вновь перемешиваем.

Все, кинетический песок своими руками готов, можно приступать к лепке. Песочек руки пачкает умеренно и не пачкает все вокруг. Куличики держат форму. Игры с таким песком развивают мелкую моторику, творчество и воображение. И самое главное, действует успокаивающе на детей и взрослых.

 

Как покрасить крупу дома

Чтобы покрасить рис или овсянку, нужно добавить в 1 чашку крупы 1,5 столовых ложки воды с 8-10 каплями пищевого красителя выбранного цвета. Затем хорошенько всё перемешать и разложить сушиться на лист бумаги 

Варианты игр с цветными крупами и макаронами:

 

  1. Сенсорные коробочки
  2. Домашняя песочница
  3. Аппликации
  4. Игры в строительную площадку
  5. Игры на развитие мелкой моторики (поиск предметов, «археологические раскопки», пересыпание в емкости)
  6. Материал для искусственного снега, моря, луга, земли и т.д.
  7. Манкография (рисование с помощью манки)
  8. Массаж ножек с помощью круп
  9. «Магнитные поиски» (поиск предметов в контейнере с помощью магнитов)

 

Как покрасить рис?

Рис - наиболее популярный материал для покраски, так как получаются яркие цвета, его легче убирать  (в отличии от более мелких круп) и он всегда доступен.

 

Что понадобится:

 

  • пищевые красители
  • емкости для риса (по количеству цветов)
  • рис (лучше длиннозерный)
  • этиловый спирт (по 1 ч.л. на порцию, можно использовать водку или антисептический гель для рук )
  • ложка

 

Как сделать:

  1. Смешать спирт с пищевым красителем (количество красителя добавляется, в зависимости от желаемого оттенка).
  2. Распределяем в емкости рис (по количеству цветов).
  3. Тщательно перемешиваем рис ложкой, пока он не окрасится.
  4. Оставляем сушиться (лучше выложить рис на тарелки и распределить ровным слоем, если это небольшие порции, быстрее высохнет).
  5. Когда рис высохнет - его нужно будет переложить в контейнеры для хранения.

 

 

Какие продукты можно еще окрашивать пищевыми красителями:

 

  • макаронные изделия (все от «паутинки» до фигурных детских макарон),
  • колотый горох,
  • перловку,
  • пшено,
  • манку.

 

Как покрасить манку пищевыми красителями:

 

  1. Пищевые красители в отдельной емкости смешиваем с 1 ч.л. спирта (на каждую порцию).
  2. Распределяем манку по контейнерам или zip-пакетам (по количеству цветов).
  3. Тщательно смешайте краситель с манкой, пока не получите желаемый цвет. Спирт должен испариться в процессе смешивания.
  4. Разложите на листе бумаги ровным слоем манку, чтобы она не слиплась.
  5. Если во время сушки в манке образовались комочки, можно поместить цветную крупу в пакет с помощью скалки растолочь ее.

 

Особенность покраски манки: воду использовать нельзя, так как она манка превратиться в кашу и будет непригодна для использования в творчестве и играх.

 

 

 

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?