Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №6»
Консультация по работе
с детьми на тему:
«Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством игр
с песком, сыпучими материалами»
Автор-составитель:
Карпенко М.А.,
воспитатель,
высшая квалификационная категория
г. Новокузнецк.
«Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством игр с песком, сыпучими материалами»
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста имеет свои особенности: эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения; происходит дальнейшая социализация эмоций. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Если эмоциональная сфера ребенка развивается естественно и устойчиво, он имеет много шансов вырасти здоровым и успешным.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста полностью зависит от предметно-развивающей среды, в которой пребывает ребенок и то, насколько она комфортна, рационально организована, насыщена разнообразными предметами, игровым материалом, а также от организации деятельности самого педагога.
Значение игр с крупой и песком для детей дошкольного возраста трудно переоценить. Крупа и песок действуют на ребенка притягивающее – успокаивается, нервная система, уходит негативная психическая энергия, происходит гармонизация, профилактика и коррекция эмоционального состояния ребенка.
Игры с песком, крупами, сыпучими материалами.
Эти игры имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
- при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
- развитие тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти.
Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песок воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение.
У малыша улучшится общее эмоциональное состояние, пропадут страхи, исчезнут переживания, пропадут негативные эмоции. Кинетический песок поспособствует развитию воображения и творческих способностей, логического и образного мышления, памяти, внимания, речи и моторики, ребенок станет уверенным в себе, сможет улучшить взаимоотношения с родителями и ровесниками.
Игры с крупой оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Как играть с крупой.
Насыпаем в коробку фасоль, рис, гречу, горох, а дети перебирают это всё руками, это доставляет огромное удовольствие.
- Перемешиваем крупу.
- Сортируем.
- Делаем аппликации на размазанном пластилине.
- Фасоль бросаем в ведерки с широким горлышком, в стаканчики.
- Сортируем макароны по цвету, форме.
- На манной крупе мы рисуем пальчиком домики, кораблики, цветочки (использую для этого кухонный ящик, с темным дном), также брали бархатную бумагу и насыпали на нее разные узоры той же манкой.
- Макароны можно нанизывать на шнурок или веревочку, делать бусы. Хорошо раскрашивать гуашью.
- Рис, фасоль и горох раскладывали по баночкам из-под детского питания или йогуртов, потом закрывали их крышками и трясли, чтоб шуршало по-разному. Емкости найти - не проблема, в ход идут чашки, пластиковые стаканчики, игрушечные кастрюльки, всевозможные ложки, подключаем и машинки - грузовички, куда можно насыпать и высыпать крупу.
- А еще можно насыпать в тазик крупу и закопать в ней небольшие предметы (пуговицы, резиновых зверюшек и т.п.), а ребенок пусть их ищет. И еще мы иногда вдавливаем крупу в пластилин.
В результате проведения игр с крупой, песком, сыпучими материалами укрепляется физическое и психическое здоровье малышей; повышение эмоционального тонуса; расширяется кругозор детей, создается атмосфера радости и удовольствия, развиваются познавательные способности.
Кинетический песок своими руками состав:
- 2 стакана крахмала (я брала картофельный)
- 3 стакана чистого песка. Подойдет песок, купленный в зоомагазине для кроликов, шиншилл, т.к. он мелкий, светлый и чистый, что немаловажно.
- 1 стакан воды
- Пластиковый контейнер с крышкой
Кинетический песок своими руками рецепт:
- В емкость высыпаем чистый песок.
- Добавляем крахмал.
- При помощи ложки или руками перемешиваем крахмал и песок.
- К песочно-крахмальной смеси добавляем воду, все вновь перемешиваем.
Все, кинетический песок своими руками готов, можно приступать к лепке. Песочек руки пачкает умеренно и не пачкает все вокруг. Куличики держат форму. Игры с таким песком развивают мелкую моторику, творчество и воображение. И самое главное, действует успокаивающе на детей и взрослых.
Как покрасить крупу дома
Чтобы покрасить рис или овсянку, нужно добавить в 1 чашку крупы 1,5 столовых ложки воды с 8-10 каплями пищевого красителя выбранного цвета. Затем хорошенько всё перемешать и разложить сушиться на лист бумаги
Варианты игр с цветными крупами и макаронами:
- Сенсорные коробочки
- Домашняя песочница
- Аппликации
- Игры в строительную площадку
- Игры на развитие мелкой моторики (поиск предметов, «археологические раскопки», пересыпание в емкости)
- Материал для искусственного снега, моря, луга, земли и т.д.
- Манкография (рисование с помощью манки)
- Массаж ножек с помощью круп
- «Магнитные поиски» (поиск предметов в контейнере с помощью магнитов)
Как покрасить рис?
Рис - наиболее популярный материал для покраски, так как получаются яркие цвета, его легче убирать (в отличии от более мелких круп) и он всегда доступен.
Что понадобится:
- пищевые красители
- емкости для риса (по количеству цветов)
- рис (лучше длиннозерный)
- этиловый спирт (по 1 ч.л. на порцию, можно использовать водку или антисептический гель для рук )
- ложка
Как сделать:
- Смешать спирт с пищевым красителем (количество красителя добавляется, в зависимости от желаемого оттенка).
- Распределяем в емкости рис (по количеству цветов).
- Тщательно перемешиваем рис ложкой, пока он не окрасится.
- Оставляем сушиться (лучше выложить рис на тарелки и распределить ровным слоем, если это небольшие порции, быстрее высохнет).
- Когда рис высохнет - его нужно будет переложить в контейнеры для хранения.
Какие продукты можно еще окрашивать пищевыми красителями:
- макаронные изделия (все от «паутинки» до фигурных детских макарон),
- колотый горох,
- перловку,
- пшено,
- манку.
Как покрасить манку пищевыми красителями:
- Пищевые красители в отдельной емкости смешиваем с 1 ч.л. спирта (на каждую порцию).
- Распределяем манку по контейнерам или zip-пакетам (по количеству цветов).
- Тщательно смешайте краситель с манкой, пока не получите желаемый цвет. Спирт должен испариться в процессе смешивания.
- Разложите на листе бумаги ровным слоем манку, чтобы она не слиплась.
- Если во время сушки в манке образовались комочки, можно поместить цветную крупу в пакет с помощью скалки растолочь ее.
Особенность покраски манки: воду использовать нельзя, так как она манка превратиться в кашу и будет непригодна для использования в творчестве и играх.