Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

Управление культуры администрации города Новокузнецка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ

ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ СИМВОЛИКЕ НОВОКУЗНЕЦКА

/в помощь педагогу/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лизогуб П.П., зам. директора МАУК

«Новокузнецкий краеведческий музей»

Цибизова Е.Б., к.п.н., доцент кафедры АиДО

МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации»

 

 

 

 

 

 

 

2019


 

Пояснительная записка

к материалампо исторической символике Новокузнецка

 

Греческое слово «символ» в переводе на русский язык — это знак, примета, отличительная черта.«Символ — это наиболее емкая и значительная, продуктивная и концентрированная форма выражениякультурных ценностей и смыслов» [4].Каждое государство, край и город создают и почитают собственную символику. Единствовсякой культуры покоится на общем языке ее символов. Символы серьезно воздействуют на людей.Именно поэтому символике в гражданско-патриотическом воспитании должна отводиться особая роль[2].

В рассказе о гербе обозначено его значение, путь символов сквозь столетия к нашему времени. Вот почему отношение к гербу, это и отношение к самому городу. А оно должно быть у подрастающего поколения уважительным.

Материалы разработаны в помощь учителю, педагогу дополнительного образования и могут быть использованы в преподавании учебных предметов: ИЗО (МХК), истории, географии, внеклассной работе, в образовательном процессе дополнительного образования. Включают в себя разработку двух занятий для учащихся 5 класса, мультимедийные презентациидля проведения занятий и вопросы итоговой викторины по геральдике и символике Новокузнецка.

Рекомендуется посетить Новокузнецкий краеведческий музей. В фондах и экспозиции краеведческого музея имеются экспонаты, позволяющие наглядно представить учащимся эволюцию городской символики: реплики (копии, с максимальной достоверностью передающие исторический оригинал) кузнецких печатей  XVII в.: городовой и таможенной; художественные изображения гербов: Сибири 17 века и Кузнецка образца 1804 года; иной вспомогательный материал, раскрывающий данную тему.

Материалы для учащихся 8 класса представляют собой рекомендации по организации коллективного учебного проекта «Историческая символика Новокузнецка» и информационные материалы для его выполнения. Согласно требованиям ФГОС ООО выполнение учебного проекта учащимися является обязательным. Учащиеся восьмого класса при выполнении проекта способны самостоятельно заниматься поиском разнообразных источников информации и их анализом. На этом этапе обучения развиваются умения выделять опорные факты, составлять сообщения, готовить мультимедийные презентации и другие информационные материалы[3].Школьники проявляют интерес к общественно значимой деятельности. Все это является хорошей основой для включения восьмиклассников в выполнение краеведческого учебного проекта.При подготовке проекта с учащимся 8 класса необходимо посетить Новокузнецкий краеведческий музей.

Материалы носят рекомендательный характер.

 

 

Занятие для учащихся 5 класса

«Что такое геральдика и для чего люди придумали герб?»

 

Цель: актуализировать знания детей о геральдике, познакомить с назначением герба и его основными частями, правилами составления герба.

Рекомендации к организации работы учащихся: для организации групповой работы целесообразно поделить класс на четыре группы по 4-6 человек. Тексты приложений 1.и 2 рекомендуется распечатать для каждой группы в нескольких экземпляров. Занятие является предварительным для ознакомления с символикой Новокузнецка.

Слайд

Возможные вопросы и задания

Материал для педагога

2

Скажите, зачем рыцари украшали свои боевые щита, шлемы, флаги и попоны лошадей различными знаками?

Особенностью средневековых военных доспехов было повсеместное введение рыцарского шлема с закрытым забралом, скрывавших лица воинов во время военных действий и турниров. Рыцарские турниры — очень популярные в средневековой Западной Европе военные состязания - привели к появлению на щитах рыцарей гербов.Яркие отличительные рисунки на щитах должны были помогать закованным в железо воинам узнавать друг друга на далеком расстоянии, отличать соратников от врагов. Но это были не просто изображения.

Гербы были призваны четко обозначать место их обладателя, его сословие (отличие), профессиональную принадлежность, право на владение землей.

Появляется наука «геральдика» и особая эмблема –«герб».

3

Что означают слова «геральдика» и «герб»?

Название науки «геральдики» произошло от слова «глашатай». А «герб» - от слова «наследство». Возникший из практических соображений герб, в дальнейшем стал свидетельством права на землю. Претендовать на один и тот же герб было равносильным претендовать на одни и те же владения.

4

Но герб может принадлежать не только отдельному человеку или роду. Где мы можем встретить изображение герба?

Существуют государственные гербы.

В разные исторические периоды герб нашего государства претерпевал изменения.

Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству как символ власти. Чем крепче становилась Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе.

Сегодня, практически у каждого города тоже есть герб, отражающий набор признаков города – исторических, и географических.

5

Познакомимся с правилами геральдики. Прочитайте текст и поделитесь знаниями с другими группами.

Работа в группах. Материал в приложении № 1

Каждый знак и цвет в гербе имели определенное значение и символически рассказывали о том, кому принадлежит герб. Для знакомства с гербами городов необходимо знать правила геральдики.

6

Первая группа рассказывает о форме геральдических щитов и показывает их

 

7-8

Вторая группа рассказывает о геральдических цветах.

 

9-10-11

Третья группа рассказывает о негеральдических фигурах

 

12

Четвертая группа рассказывает об особенностях городских гербов.

Да, действительно, верхнюю часть герба уездного города занимал герб губернского города. На слайде мы видим пример Брацславского наместничества

13

Посмотрите на изображения гербов городов России. Что вы можете сказать об истории, местоположении и «профессии» городов? Почему некоторые гербы нам понятны, а другие являются загадкой?

Давайте попробуем отгадать загадки.Познакомьтесь с описанием герба и расскажите о нем другим группам. При работе с текстом отметьте незнакомые слова, которые встретились вам.

Работа в группах. Материал в приложении № 2. Желательно текст раздать каждому участнику группы.

Символы на некоторых из них указывают на название города (Орел, Великие Луки). Герб Мурманска указывает на географическое положение города и то, чем занимаются жители города. Как и герб Тулы. Но вот остальные гербы являются для нас загадкой.

Учащиеся всех четырех групп рассказывают о значении городских гербов.

Теперь, когда мы получили дополнительную информацию, значение городских гербов и изображенных на них символов стало понятнее.

Для подведения итогов нашей работы ответим на вопрос: Что же нам необходимо знать для того чтобы понять историческую символику города?

 

 

 

Приложение № 1

Геральдические щиты

Основой любого герба является щит. В геральдике встречаются щиты самых разных форм – от простых до замысловатых. Поскольку герб в своей основе – атрибут (признак, принадлежность) рыцарства, то геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря. Первоначально форма геральдических щитов полностью повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась с развитием военного искусства.щит

Различают несколько видов геральдических щитов. Французский – четырехугольной формы, с заострением внизу в середине. Варяжский – треугольный с плавно изгибающимися боковыми сторонами. Исландский, с плавно закругленной нижней частью. Немецкий – щит вычурно вырезанной формы. Итальянский – овальной формы.

Самым удобным с точки зрения размещения символов и рисунков, является французский щит. Этот щит давно уже применяется в геральдике как основной.

 

Геральдические цвета.

В старой геральдике их было шесть: это металлы - золото (желтый) и серебро (белый) и краски таких цветов как красная, синяя, зеленая, черная.

Различные оттенки цветов хотя и допускались, но самостоятельными не считались. Строго соблюдались правило: первое - ни один герб не должен иметь более двух цветов, т. к. в символике цветов в средние века пестрота считалась символом непостоянства.

Это правило соблюдалось особенно строго. Если оно нарушалось, то гербы объявлялись ложными, рыцари с такими гербами к турниру не допускались. Позже геральдические изображения стали наносить не только металлами, но и финифтями (эмалями) - червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь а также «мехами» - горностаевый и беличий.

Горностаевый мех - символ власти. Графически изображается в виде усеянных по серебряному полю черных уширенных к низу крестиков. Беличий мех. Графически изображается в виде чередующихся лазурных и серебряных шлемиков.

 

Негеральдические фигуры.

Фигуры животных, небесных светил, стихий, человека, различных предметов, в общем, носят название негеральдических. 

Человек может изображаться в набедренной повязке – в этом случае он именуется «диким». Но обычно он изображается вооруженным, часто верхом на коне. Встречаются также изображения только головы, руки, ступни, черепа, скелета, пылающего сердца, глаз.

Излюбленный геральдический мотив - изображения разнообразных животных. Сегодня они могут быть чётко разделены на фантастических и реальных, но в прошлом наука не ставила под сомнение существование таких животных как дракон, единорог, грифон и других.

Некоторые геральдические существа, которые носят названия реальных животных, но практически не имеют сходства с ними. К примеру, геральдический тигр выглядит скорее как лев или волк.

Что могут символизировать изображения животных?

Например:

  • лев - символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия;
  • конь - совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы;
  • волк - символ злости, прожорливости и алчности;
  • медведь - сила, добродушие, предусмотрительность;
  • олень - символ воина, перед которым бежит неприятель;
  • дракон - мощь, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, символ бессмертия и вечного возрождения;
  • орёл - символ власти и господства, великодушия и прозорливости;
  • рыба – бдительность, символ христианства

 

Особенности городского герба.

Городской герб — это такое же символическое изображение, как и гербы рыцарей, государства, края или области. Это опознавательный и правовой знак, составленный по определенным правилам и зафиксированный верховной властью. И если герб государственный отображает мощь государства, то городской герб отображал особенность города, заботы, которыми живет население.

Появление городского герба связано с появление городской печати, которой должны были скрепляться документы судебных органов, городского главы, городской думы. Изображения на городской печати зачастую становились прообразами городского герба, а иногда менялись.

В конце 18 века в России было 50 губерний (от латинского gubernium - управление). Каждая губерния делилась на уезды. Губернии, губернские города и уездные города должны иметь свои гербы. Появилось требование к городскому гербу, он делился на две части: верхнюю половину щита занимал губернский герб, нижнюю - эмблема данного города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Герб города Казани (http://www.kazan-guide.ru/gerb-kazani-i-gerb-tatarstana-istoriya-i-legendy-3/; https://geraldika.ru/symbols/376)

Гости нашего города часто спрашивают, почему на гербе Казани изображено такое существо? Давайте попробуем вместе разобраться.

Татарская легенда гласит, что Казань была построена на месте, обильном всеми благами земными. Одно лишь было препятствие – многочисленные логовища, полные змей. А во главе их был страшный крылатый змей Зилант, пожиравший людей и животных.

Хан Саин очень хотел построить на облюбованном им месте город, и решил сжечь всем змей. Позвал он колдуна, который силою своих чар собрал всех змей в одну кучу и поджег! Погибли все змеи в огне, но змеиный царь поднялся на своих огромных крыльях в воздух и улетел на соседнюю гору Джилантау (Змеиная гора).

Зилант затаил злобу на прогнавших его людей и решил крепко мстить им. Не давал покоя ни днем, ни ночью, наводил ужас. К счастью, жил в городе могущественный волшебник Хаким, который сумел тайным хитрым колдовством убить жестокого змея. В память об этом счастливом событии изображение Зиланта и попало в городскую эмблему.

Но это легенда, а вот описание герба.

Исторический герб Казани – «Змий черный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое».

В серебряном поле на зеленой земле черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной. Щит увенчан Казанской шапкой.

Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, символ бессмертия и вечного возрождения. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность.

Земля - хранительница жизни и богатств, символ жизни. Корона - символ достижения высокой ступени развития.

Символические значения цветов:

Зелёный цвет - символ весны, радости, надежды, природы, означает достаток, процветание, стабильность.

Золото - символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта, интуиции и провидения, солнечного света. Серебряный цвет - символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира. Червленый цвет - символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности. Чёрный цвет - символ благоразумия, мудрости, честности, смирения и вечности бытия.

 

Герб города Твери (https://geraldika.ru/symbols/1140)

Геральдическое описание герба: «В червлёном поле на золотом стуле (без спинки), покрытом зелёной, с золотыми кистями и шнуром по краю, подушкой, — золотая, украшенная зелёными самоцветами корона о пяти видимых листовидных зубцах, — трёх больших, перемежающихся двумя меньшими». Корона напоминает известную шапку Мономаха - древнейшую регалию русских царей.

В XVII веке тверская эмблема представляла собой «стул без спинки, на нем корона». В 1666 году по заказу царя Алексея Михайловича в Оружейной Палате было изготовлено Большое Государственное гербовое знамя, на котором среди прочих помещено изображение: «престол без степени, на престоле лежит венец царский».

Изображение короны на тверской эмблеме указывало на то, что русское государство состоит из бывших «венценосных» земель, равных королевствам на Западе. Еще в начале XIV века Великий князь Михаил Ярославич Тверской назывался самодержцем, царем всея Руси, и первым на Руси надел царский венец.Корона - символ былого политического значения Тверского княжества, а также как дань тому, что именно князь Твери впервые на Руси начал именовать себя царём. Стул (трон) на эмблеме символизировал не только место для сидения, но и воспринимался как «стол», как «владение» и «княжество».

 

Герб города Среднеколымск(http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/srednkol.htm)

В серебряном поле червленый (красный) с глазами в цвет поля восстающий мамонт, сопровождаемый в верхнем левом углу выходящим червленым сияющим солнцем (без изображения лица), а в правом нижнем углу парой зеленых елей. Поверх всего зеленая оконечность, обремененная чешуйчато изогнутым серебряным поясом, имеющим внутреннюю лазоревую (синюю, голубую) кайму, вверху – узкую, внизу – обычной ширины».

Город Среднеколымск расположен на серединном течении реки Колыма, которая изображена на гербе серебряным поясом с голубыми каймами. Голубой цвет в геральдике – символ красоты, чести, славы, преданности, истины, добродетели и чистого неба.

Серебро – символ чистоты, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.

Зеленая оконечность и ели показывают природу Колымской низменности, в зоне распространения многолетних мерзлых пород, показанных серебряным (снежным) цветом, где сделаны наиболее значительные находки останков мамонтов. Солнце отражает красоту северной природы. Красный цвет символ мужества, красоты и жизни.

 

Герб города Перми (http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/perm.htm)

Город Пермь официально образован на месте поселения Егошихинский завод в 1781 году по Указу Екатерины II. Земельный герб Перми появился еще до основания города Пермь. Автор геральдической обработки пермского герба - геральдист Франциск Санти. Но сюжет герба, медведь под Евангелием и крестом, появился еще в «Титулярнике» царя Алексея Михайловича.

Герб города Перми представляет собой изображение серебряного медведя, идущего влево (геральдически вправо), помещенного на червленом (красном) геральдическом щите, несущего на спине Евангелие в золотом окладе, над ним серебряный четырехконечный, равносторонний крест с расширяющимися концами.

Пермяки издавна утверждали культ медведя. Это ярко выражено в древнем искусстве городов Прикамья. По геральдической символике медведь - это сила, добродушие, предусмотрительность. Серебряный медведь — символ природных богатств, окружающих город бескрайних земель, заключающих в себе много «металлов, соляных промыслов, разноцветных мраморов и прочих камней» и «преисполненных лесами», в которых «находится немалое количество и разного рода диких зверей».

Евангелие, в золотом окладе, поставленное на медведе, а над ним серебряный крест означают: первое - дикость нравов обитавших жителей, а второе - просвещение через принятие Христианского закона. Крест такой формы своими истоками восходит к символу солнца и означает защиту, покровительство, победоносность; в гербе он выступает как знак отличия, символ избранности, особого предназначения.

Червлёный (красный) цвет поля означает то, что герб принадлежит столичному городу (как в гербах Москвы и Санкт-Петербурга).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие для учащихся 5 класса

Историческая символика Новокузнецка

 

Цель: познакомить учащихся с исторической символикой Новокузнецка, формировать интерес к изучению истории города.

Рекомендации к организации работы учащихся: для работы с описанием современного герба Новокузнецка рекомендуется распечатать текст (приложение № 1) для всех учащихся

Слайд

Возможные вопросы и задания

Материал для педагога

2

Посмотрите на слайд, как вы ответите на этот вопрос?

Нашему городу в прошлом году исполнилось 400 лет. По меркам человеческой жизни это много, а вот по меркам города? Новокузнецк молодой или старый город?

3

Посмотрите на слайд, сколько имен было у нашего города?

За свою историю наш город неоднократно менял свое название. И его история сопровождалась не только изменением названия, но и изменением символики

4-5

Давайте, вспомним, что такое острог?

Началась история Новокузнецка с маленького острога, поставленного служилыми людьми и казаками в 1618 году при впадении Кондомы в Томь. Реки, в то время, были основными транспортными путями.

Острог – русская деревянная крепость, стены которой возводили из заостренных кверху бревен.

Почему острог назвали Кузнецким?

 

 

Какую ошибку сделали создатели этого мультфильма?

Племена, жившие в этой земле в начале 17 века, называли «кузнецами» за свое умение плавить железную руду и производить из нее изделия высокого качества.

Можно предложить учащимся посмотреть мультфильм.

https://youtu.be/66HrX0yKTYw

6

 

Острог был не только пограничным пунктом, но центром сбора дани (ясака) с местного населения. Дань собиралась в виде пушных шкурок соболя и называлась «мягкая рухлядь». Шкурки, собранные в пучки по 40 штук, перед отправкой в Москву упаковывались в кожаные мешки, закрывались и запечатывались личными печатями

воевод. Также кузнецкие воеводы своими личными печатями заверяли различные письма и отчёты («отписки»).

7

 

Но воеводы в Сибири, в том числе и в Кузнецке, менялись довольно часто. И зачастую никто даже и не знал как выглядит личная печать того или иного воеводы. И было решено в каждом сибирском городе утвердитьофициальную городскую (городовую) печать. А образец этой печати хранился в Москве.

В 1635 году в Кузнецк, из Москвы была послана «белая» серебряная печать весом 16 грамм («четыре золотника без чети»), в центре которой было вырезано изображение волка, а вокруг него по окружности надпись: «Печать Государева земли Сибирские Кузнецкого острога».

8

 

Описания кузнецкой печати полностью

соответствует данным 1635 года: «На кузнецкой печати волк, а около вырезано: печать Государева земли Сибирские Кузнецкого острога»

9

Назовите животное, ставшее  первым символом города Кузнецка

На «Сибирской генеральной карте» 1765 года в левом нижнем углу в ажурных картушах были размещены изображения («гербы») ряда сибирских городов в том числе и Кузнецка, на гербе которого – привычный нам волк.

10-11

А что может символизировать волк на гербе и гербовой печати Кузнецка?

Кузнецк был центром большого Кузнецкого уезда, постепенно в городе появляются. После образования в Кузнецке в 1780 году ряда новых городских учреждений, созданных в соответствии с указом Екатерины II, в их делопроизводственной практике использовались печати, где по окружности было вырезано название учреждения, а в центре – изображение бегущего волка.  На слайде вы видите подлинный оттиск с печати Кузнецкого уездного нижнего земского суда хранящийся в Томском городском краеведческом музее. 

12

 

В 18 веке  предпринимаются попытки создать новый герб Кузнецка.Герольдмейстер Франциск Санти, который по приказанию Петра I занялся составлением российских гербов, в 1726 году предложил для Кузнецка вполне «говорящий герб»: на французском геральдическом щите была изображена кузница с принадлежащими ей орудиями.

13

Посмотрите на слайд. В нижней части герба мы видим символ Кузнецка, а что означает верхняя часть?

20 марта 1804 года император Александр I утвердил герб Кузнецка со следующим описанием: «в щите, разделённом горизонтально надвое, в верхней половине находится герб губернского города Томска (в зелёном поле изображена белая лошадь, бегущая в правую сторону), а в нижней в золотом поле кузница с принадлежащими орудиями».

14

На слайде изображены гербы городов: Барнаул, Нарым, Прокопьевск, Колывань. Что объединяет все эти города?

По правилам составления губернских и уездных гербов в верхней части городов Томской губернии размещен герб губернии и губернского города Томска

15

 

Изображение герба использовалось на документах кузнецкого городского управления. Так сохранилось изображение герба Кузнецка на одном избирательном бюллетене 1906 года. То есть символ города не канул в лету, а продолжал жить и в двадцатом столетии.

16

 

Герб, который получил наш город в начале 19 века, принадлежал ему более ста лет. После изменений, произошедших в стране, изменилась и судьба нашего города. В короткие сроки здесь был построен крупный металлургический комбинат,

17

 

Рядом с заводом появились многоэтажные жилые дома, общественные здания, пущен первый в Сибири трамвай

18

 

Но долгое время у города не было городского герба. Появился он в 1970 году. В это время в Новокузнецке работало четыре металлургических предприятия: Кузнецкий металлургический комбинат, Западно-сибирский металлургический комбинат, Новокузнецкий алюминиевый завод и Кузнецкий ферросплавный завод. 

19

 

Герб Новокузнецка, города металлургов был разработан Александром Ивановичем Выповым, архитектором и художником.

Описание герба: на белом фоне щита изображена стилизованная красная доменная печь и чёрный квадрат (уголь) с лучами. По верхней кромке щита изображены зубцы стен Кузнецкой крепости.

20

Где в повседневной жизни на улицах города мы можем встретить изображение герба 1970 года?

Советский герб можно встретить в парке имени Ю.Гагарина (стела «50 лет Новокузнецку») и на ограждении Кузнецкого автомобильного моста через Томь.

21

 

Просуществовал советский герб в символике Новокузнецка не долго, всего 28 лет. В 1998 году Новокузнецку вернули герб уездного Кузнецка

22-23

Прочитайте описание нового герба Новокузнецка. Какой на ваш взгляд символ, изображенный на гербе наиболее ярко отражает историю города?

Выпишите незнакомые вам слова, а мы все вместе определим их значение.

В соответствии с Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов №4/40 от 03.05.2018 г. в Новокузнецке утвержден новый герб.

Изменился и флаг Новокузнецка, где мы тоже можем видеть новый герб

 

 

 

Приложение № 1

Герб Новокузнецка представляет собой пересеченный (разделенный горизонтально) зеленый и золотой геральдический щит, воспроизводящий форму и цвета исторического герба уездного города Кузнецка.

В верхней зеленой части щита изображен серебряный с золотыми гривой, хвостом, копытами и языком конь (напоминающий о былой принадлежности города к Томской губернии), скачущий по золотой стеннозубчатой, мурованной оконечности (символизирующей городскую стену в знак образования современного города Новокузнецка) и сопровожденный вверху в углах серебряными с золотыми сердцевинами и чашелистиками розами (напоминающими о первоначальном названии новообразованного города - Сад-город), что в совокупности означает гипотетическую эмблему Сад-города.

В нижней золотой части щита изображен червленый обращенно-бегущий (в левую геральдическую сторону) волк, воспроизводящий историческую эмблему города Кузнецка, официально употреблявшуюся на его печатях до Высочайшего пожалования городу герба в 1804 году. Цвет волка воспроизводит цвет сургучных печатей.

Поверх всего помещен золотой щиток с изображением в нем стоящей на зеленой земле червленой кузницы «с принадлежащими к ней орудиями», воспроизводящий историческую эмблему города Кузнецка с 1804 года, вошедшего в 1932 году в состав современного города Новокузнецка.

Щит увенчан золотой муниципальной короной о пяти стенных зубцах, означающей статус Новокузнецка как городского округа.

Геральдические толкования цветов, использованных в гербе Новокузнецкого городского округа, состоит в следующем:

- золото означает христианские добродетели - веру, справедливость и милосердие, а также мирские качества - могущество, знатность, постоянство и богатство;

- серебро означает христианские добродетели - чистоту, надежду, правдивость и невинность, а также мирские качества - благородство и откровенность;

- красный цвет (червлень) - символ храбрости, мужества, неустрашимости, силы, здоровья и энергии;

- зеленый цвет - символ надежды, изобилия, свободы, независимости и радости.

 

 

Викторина для учащихся 5 класса

«Правила геральдики и историческая символика Новокузнецка»

 

Цель: закрепить знания учащихся о геральдических правилах, исторической символике Новокузнецка, развивать интерес к изучению истории родного города.

Рекомендации к организации работы учащихся: Викторина может проводить устно (вопросы можно разместить на слайде) или письменно, индивидуально или командно. Зачет, желательно, осуществлять по информационным единицам (1 информационная единица – 1 балл). Рекомендуется заранее знакомить учащихся с тем, сколько баллов можно получить за ответ на вопрос. И обязательно оговорить время подготовки к каждому вопросу (если устно) или время выполнения всей работы (если письменно).

 

Вопрос №1.Как называется историческая наука, занимающаяся изучением гербов? Ответ: геральдика, 1 инф. ед.

Вопрос № 2.Что означает слово «герб» в переводе на русский язык? Ответ: «наследство», 1 инф. ед.

Вопрос № 3. Вставьте необходимую информацию: «Ни один герб не должен иметь более ___ цветов». Ответ: не более двух, 1 инф. единица.

Вопрос № 4. Щит, какой формы использован в современном гербе нашего города? Ответ: французский, 1 инф. ед.

Вопрос № 5. Какие негеральдические фигуры могут размещаться на гербах? Ответ: животные, небесные светила, стихии, человек, различные предметы;4 инф. ед.

Рекомендуется, в случае проведения викторины устно и командно, еще одним заданием по этой теме сделать геральдическое лото: разместить на карточках формы щитов, цвета, геральдические фигуры, а на других карточках их значение. За каждую правильно установленную пару – 1 балл.

Вопрос № 6. Герб уездного города, как правило, делился на две части, что размещалось в верхней, наиболее почетной, части?Ответ: верхнюю половину щита занимал губернский герб, 1 инф. ед.

Вопрос № 7. Заполните недостающую информацию в таблице. Ответ: 1618-1931 гг, 1931-1932 гг, 1932- 1961 гг, 1961 г., 7 инф. ед.

Период (года)

Название

 

Кузнецк

 

Новокузнецк

 

Сталинск

 

Новокузнецк

Вопрос № 8. Почему острог, поставленный при впадении реки Кондомы в Томь, назвали Кузнецким? Ответ: племена, жившие в этой земле, называли «кузнецами» за умение плавить железную руду и производить из нее изделия высокого качества, 1 инф. ед.

Вопрос № 9.Назовите животное, ставшее первым символом города Кузнецка. Ответ: волк, 1 инф. ед.

Вопрос № 10. Почему герб уездного города Кузнецка называют «говорящим»? Ответ: герольдмейстер разместил на щите герба кузницу, по названию города, 1 инф. ед.

Рекомендуется еще одним заданием по этой теме сделать описание герба Кузнецка по рисунку (или слайд или иллюстрация). За верное и полное описание – 3 балла.

Вопрос № 11. Добавьте необходимую информацию.Герб Новокузнецка, города металлургов был разработан в _______ году архитектором и художником ____________________________. Ответ: в 1970 году, А.И. Выповым, 2 инф. ед.

Рекомендуется еще одним заданием по этой теме сделать описание герба Новокузнецка по рисунку (или слайд или иллюстрация). За верное и полное описание – 3 балла.

Вопрос 12. Где в повседневной жизни на улицах города мы можем встретить изображение герба 1970 года? Ответ: стела «50 лет Новокузнецку» и ограждение Кузнецкого автомобильного моста, 2 инф. ед.

Вопрос 13. Пользуясь описанием герба Новокузнецка, разработанного и принятого в 2018 года, сделайте его презентацию по следующему плану:

  1. Обращение: Уважаемые присутствующие! Разрешите вашему вниманию представить современный герб Новокузнецка.
  2. Познакомимся с описанием герба.
  3. А теперь обратим внимание на элементы герба, которые размещены здесь как символы истории города.
  4. Наше личное отношение к современному гербу.

Рекомендации: задание выполняется при выборе варианта проведения устной викторины. Выполняется командой, тогда учащиеся могут договориться между собой и разделить текст. При выполнении 3 пункта обратить внимание на символы: конь, стена, волк, розы.

Возможно, понадобится помощь педагога. Задание учащиеся выполнят уверенно, если на втором занятии было уделено достаточно внимания рассмотрению этой темы. Оценивать задание можно по следующим критериям: полнота ответа – 3 балла, участие всех членов команды в представлении герба – 2балла, яркость и артистичность представления – 3 балла; обращение к изображению герба – 2 балла. Максимально – 10 баллов.

 

 


 

Рекомендации по организации, выполнению и оценке учебного проекта «Историческая символика Новокузнецка» учащимися 8 класса

 

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта[1].

Проблема учебного проекта.

Нашему городу более 400 лет. За это время город неоднократно менял свое название. Менялась и историческая символика Новокузнецка. Материалы по этому вопросу немногочисленны. И хотя они находятся в свободном доступе, тем не менее нужно потратить достаточно много времени для ознакомления с ними. Но даже если и найти материалы, невозможно с ними работать без предварительной подготовки. Геральдика – это наука, разработавшая свод собственных правил и язык терминов. В России создание городских гербов имеет свою историю, что тоже имеет значение для понимания процесса изменения символики Новокузнецка.

Сегодня в нашей школе отсутствуют доступные и понятные для учащихся информационные материалы по геральдике и исторической символике Новокузнецка.

Результатом проекта может быть подборка коротких и емких сообщений в сопровождении мультимедийных презентаций, электронное пособие, оформленный стенд. Представления результата работы возможно на учебной конференции или же на защите коллективного учебного проекта. Целесообразно предоставить учащимся самим определить результат учебного проекта и форму его представления.

Для выполнения проекта учащиеся предлагается памятка -алгоритм работы над учебным проектом:

  1. Цель проекта – что надо сделать, чтобы решить данную проблему, каков должен быть конечный результат нашей деятельности (материал, форма его предъявления и др.).
  2. Развернутый план проекта: какую информацию и где необходимо искать; в каком виде ее обобщать, что делать для ее эффективного представления (фотографировать, использовать ИКТ, рисовать и т.д).
  3. Основные этапы и формы работы (график с указанием сроков и объемов представляемых материалов).
  4. Распределение функций при выполнении индивидуальных заданий в коллективном проекте.

При планировании учебного проекта возможно распределении учащихся на группы по подтемам, которые сочетаются по содержанию. Здесь же указаны возможные формы представления.

Подтемы учебного проекта

Формы представления

Основные правила геральдики при знакомстве с гербами города, особенности городского герба

Информационное сообщение;

Мультимедийная презентация

Городовая печать Кузнецка – первый исторический символ города

Буклет;

Информационное сообщение;

Мультимедийная презентация

Триумфальное возвращение древних городских эмблем и гербов Града Кузнецкого

Информационное сообщение;

Мультимедийная презентация

Герб уездного города

Буклет;

Информационное сообщение;

Мультимедийная презентация

Непростая судьба геральдиста Санти. Из истории герба Кузнецка

Информационное сообщение;

Мультимедийная презентация

Образ индустриального города в гербе Новокузнецка 1970 года

Фотоальбом;

Информационное сообщение;

Мультимедийная презентация

Герб к 400-летию города: неоднозначное восприятие новокузнечанами

Анализ результатов проведенного социологического опроса

Историческая символика Новокузнецка

Буклет;

Хронологическая таблица с кратким описание символики

Групповая работа позволяет распределить обязанности и сделать за короткое время больше, чем смог бы один ученик. Кроме того, оформление мультимедийной презентации, фотоальбома, сборника информационных сообщений, буклета требует разнообразных талантов. Художественных и дизайнерских: подбор и распределение рисунков, фотографий, текстов, мультимедийных презентаций. Литературных: написание кратких, емких текстов или развернутых подписей.

Презентация каждой подтемы не должна занимать более 7-10 минут. Желательно, чтобы докладчик имел план выступления (распечатать или на слайд).

Важным этапом работы является ее самооценка. (или ее элементы) – осмысление полученных результатов. Уместно заполнение учащимися анкеты, которая может содержать следующие вопросы:

  1. Сколько времени было потрачено на выполнение проекта?
  2. С какими трудностями столкнулись в процессе работы?
  3. Что нового узнали, чему научились в процессе работы?
  4. Где можно использовать полученные результаты и кому они могут быть полезны?

 

 

 

Информационные материалы к подготовке учебного проекта:

 

  1. Полухин А.Н. Возвращение кузнецкого волка: к истории городской геральдики. Часть I: изображение С.У. Ремезова // Кузнецкий рабочий. – 2017. – 19 мая (№ 46). – С. 2. – URL: http://kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/vozvrashchenie-kuznetskogo-volka-k-istorii-gorodskoy-geraldiki/?sphrase_id=1011727
  2. Полухин А.Н. Возвращение кузнецкого волка: к истории городской геральдики. Часть II: "Окладная книга Сибири 1697 года" // Кузнецкий рабочий. – 2017. – 27 мая (№ 49). – С. 10. – URL: http://kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/vozvrashchenie-kuznetskogo-volka-k-istorii-gorodskoy-geraldiki_2/
  3. Полухин А.Н. Возвращение кузнецкого волка: к истории городской геральдики. Часть III: печать из книги 1858 года Петра Иванова // Кузнецкий рабочий. – 2017. – 2 июня (№ 51). – С. 3. – URL: http://kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/vozvrashchenie-kuznetskogo-volka-k-istorii-gorodskoy-geraldiki-chast-iii-pechat-iz-knigi-1858-goda-p/?sphrase_id=1012415
  4. Полухин А.Н. Изображение печатей Кузнецка в «Окладной книге Сибири 1697 года» // Краеведение в современном мире: проблемы, достижения, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Новокузнецкого краеведческого музея. 8–9 ноября 2017 г. – Новокузнец: типография ООО «Лотус-Пресс», 2017. – С. 149–155. – URL:  https://www.academia.edu/37696444/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD_%D0%90.%D0%9D._%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%9E%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B5_%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8_1697_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_
  5. Полухин А.Н. Две императорские печати Кузнецка XVIII века. По материалам Геральдической комиссии Новокузнецкого городского Совета народных депутатов // Кузнецкий рабочий. – 2018. – 27 января (№ 7). – С. 8. – URL:  http://kuzrab.ru/rubriki/dosug/dve-imperatorskie-pechati-kuznetska-xviii-veka/
  6. Полухин А.Н. Обретение святыни. Герб Кузнецка 1804 года в оригинале // Кузнецкий рабочий. – 2018. – 8 мая (№ 36). – С. 4. – URL: http://www.kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/obretenie-svyatyni-gerb-kuznetska-1804-goda-v-originale/
  7. Шевцов В.В., Полухин А.Н. Вспомогательные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика: учеб.-метод. пособие/ под. общ. ред. В.В. Щевцова. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2018. – 78 с. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vtls:000631545/SOURCE1?view=true
  8. Полухин А.Н. «ПЕЧАТЬ ГДРВА ЗЕМЛИ СИБИРСКIѦ КУЗНЕЦКОВО ѠСТРОГА» // Кузбасс–75: мат-лы Региональной научн.-практ. конф., посвященной юбилею Кемеровской области (Кемерово, 25 января 2018 г.). – Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. – С. 78–80. – https://www.academia.edu/37696412/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD_%D0%90.%D0%9D._%D0%9F%D0%95%D0%A7%D0%90%D0%A2%D0%AC_%D0%93%D0%94%D0%A0%D0%92%D0%90_%D0%97%D0%95%D0%9C%D0%9B%D0%98_%D0%A1%D0%98%D0%91%D0%98%D0%A0%D0%A1%D0%9AI%D1%A6_%D0%9A%D0%A3%D0%97%D0%9D%D0%95%D0%A6%D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%9E_%D1%A0%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%90_%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%81_75_%D0%BC%D0%B0%D1%82-%D0%BB%D1%8B_%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD.-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82._%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84._%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%8E_%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_25_%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F_2018_%D0%B3._._%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%93%D0%91%D0%A3_%D0%94%D0%9F%D0%9E_%D0%9A%D0%A0%D0%98%D0%A0%D0%9F%D0%9E_2018._%D0%A1._78_80
  9. Полухин А.Н. Триумфальное возвращение древних городских эмблем и гербов Града Кузнецкого продолжается. По материалам Геральдической комиссии Новокузнецкого городского Совета народных депутатов // Кузнецкий рабочий. – 2018. – 21 сентября (№ 77). – С. 2. – URL:http://www.kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/triumfalnoe-vozvrashchenie-drevnikh-gorodskikh-emblem-i-gerbov-grada-kuznetskogo-prodolzhaetsya/
  10. Полухин А.Н. Городовая печать Кузнецка 1771–1780 годов // Сибирский город в фокусе гуманитарных исследований : к 400-летию г. Новокузнецка : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Новокузнецк, 25–26 октября 2018 г. / редкол.: К. В. Герш (отв. ред.) [и др.]. – Новокузнецк : НФИ КемГУ ; «Арт-экспресс», 2018. – С. 129–133.
  11. Полухин А.Н.Лошадью здесь и не пахнет.  Реконструкция печати города Кузнецка 1771–1780 годов. По материалам Геральдической комиссии Новокузнецкого городского Совета народных депутатов // Кузнецкий рабочий. – 2018. – 7 декабря. – С. . – URL:  http://www.kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/loshadyu-zdes-i-ne-pakhnet/
  12. Новокузнецк. Исторические гербы и эмблемы. 2019 / при содействии Геральдической комиссии Новокузнецкого городского совета народных депутатов; идея проекта, научная консультация А. Полухина; литературный текст Н. Петруниной; дизайн и рисунки В. Письменского. – Новокузнецк: Кузнецкбизнесбанк, 2018. – 12 с.
  13. Ссылка на описание современного и других гербов https://libnvkz.ru/chitatelyam/o-novokuznetske/simvolika

 

 

 

Литература:

  1. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. 128 с.
  2. Кобозева Е.В. Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников / Вестник Новгородского государственного университета. - № 5, 2008. – С. 43-46
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
  4. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. / Н.Н. Рубцов. - М., 1991. С.41-43.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?